17 октября 2023

Как перевозка грузов в биг-бэгах поможет решить проблему повышения стоимости железнодорожной логистики

Рекордные показатели урожая и сложности, связанные с изменениями на внешнем рынке, привели к перегруженности железнодорожных направлений и стремительному подорожанию логистики. Стоимость перевозки продукции по железной дороге подскочила в два раза.

По мнению экспертов, основными факторами, влияющими на рост стоимости зерновозов, стали:

  • высокая загрузка и ограниченные возможности элеваторов,
  • нестабильная ситуация в районе Черного моря,
  • сложные условия на железнодорожной сети в портах юга,
  • недостаток вагонов-хопперов и критический дефицит персонала для обслуживания линейных маршрутов.

Стоимость вагонов-зерновозов в сентябре 2023 г возросла до 7 млн ₽. Аренда в августе превысила 4 тыс. ₽, а в сентябре поднялась еще на 25%, по данным «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Информационного центра операторов (ИЦО)

В ближайшее время положительных изменений в железнодорожной логистике не предвидится. Из этого следует вопрос: как производителям и поставщикам выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями?

Транспортировка затаренных биг-бэгов

В качестве альтернативы ж/д перевозкам рассмотрим следующие варианты для транспортировки зерновых и других видов грузов:

Морской транспорт

Это один из основных и наиболее выгодных способов перевозки. Таким образом можно перевозить огромные объемы товара и доставлять его в разные точки мира – независимо от расстояния. 92% общего объема грузов Россия транспортирует через порты Азово-Черноморского бассейна. 1,5% занимают порты Балтийского региона.
При отправлении продукции морем требуются дополнительные услуги для доставки продукции сначала до порта, а потом до конечного места назначения.

Автотранспорт

Автотранспорт доставит груз прямо до места назначения, даже если оно находится в отдаленном районе. При этом стоит учитывать, что для перевозки продуктов автомобильным транспортом действуют ограничения по грузоподъемности, а на своевременность доставки могут повлиять пробки и состояние дорог.

Перевозка биг-бэгов автотранспортом

Перевозка товара в биг бэгах, таких как зерно и других видов сыпучих продуктов, автотранспортом может стать более доступной альтернативой железнодорожной логистике. Грузовые автомобили часто используются для местных перевозок или когда требуется доставка на небольшие расстояния. Главные преимущества перевозки автомобилем — гибкость и возможность доставки груза прямо до места назначения, например, на склад или ферму. Автотранспорт также позволяет выбрать оптимальный маршрут в зависимости от требований заказчика.

Выбор транспортного средства для перевозки затаренных биг-бэгов зависит от ряда факторов: расстояния, требуемого срока доставки, объема груза и бюджета. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и ограничения, поэтому важно учитывать конкретные обстоятельства и потребности.

Для сокращения затрат оптимизируйте процессы перевозки. Позаботьтесь о соответствующей упаковке и соблюдении требований перевозки. Согласно Приказу Министерства транспорта РФ перевозка некоторых продуктов, например, зерновых, осуществляется только в упакованном виде, например, в мягких контейнерах (МКР) по типу big-bag.

«Перевозка гречихи, зерна бобов, зерна гороха, зерна кукурузы, зерна фасоли, зерновых грузов, зерноотходов, овса, полбы, проса, пшеницы, пыли коксовой, ржи, семян льна, семян масличных культур, семян подсолнечника, смеси зерновой, семян сои, чечевицы, ячменя, прочих зерновых грузов, глинозема в универсальных полувагонах осуществляется только в упакованном виде».

 

* Из Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2021 г. № 212 “Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом”

Благодаря высокой прочности и влагонепроницаемости биг бегов, содержимое не подвержено повреждениям или потере качества во время транспортировки или хранения. Также мягкая тара легкая в использовании и не занимает немного места. Стоимость такой упаковки невысокая, а возможность повторного использования снижает затраты на транспортировку.

Биг-бэги широко используются для транспортировки материалов, но четких регламентов по их использованию нет. Тем не менее мы рекомендуем соблюдать несколько простых рекомендаций.

Правила перевозки биг бэгов автотранспортом:

 
  • Перед загрузкой контейнера важно герметизировать вкладыш. Для этого нужно закрутить его горловину, завязать шнуром или липкой лентой и перегнуть, чтобы оба конца были связаны. Далее обе части горловины пломбируются и закрепляются внутри контейнера.
  • При погрузке и разгрузке, а также при складировании биг-бэгов с грузом необходимо использовать подходящие погрузчики с соответствующей грузоподъемностью и высотой подъема. Нельзя резко поднимать или опускать контейнер, а также повреждать целостность оболочки и строп биг-бега.
  • Биг-бэги следует укладывать плотно друг к другу. Дно и борта железнодорожных вагонов, грузовых платформ, контейнеров, автомобилей, речных и морских судов рекомендуется покрывать плотным картоном или толстой полипропиленовой пленкой для защиты контейнеров от трения и повреждений.
  • Контейнеры следует привязывать ремнями, чтобы предотвратить падение или опрокидывание контейнеров.
  • Воспрещается таскать или кантовать контейнеры.

Затариватели биг-бэгов

Для затаривания биг-бэгов используется специальное оборудование, предназначенное для автоматизированной фасовки сыпучих продуктов. Установки точно и эффективно заполняют мягкие контейнеры, тем самым ускоряя процесс работы и повышая ее эффективность.

Станция затаривания биг-бэгов СФБ.Р

Станция затаривания биг-бэгов СФБ.К

Станция затаривания биг-бэгов СФБ.Б

  • Производительность: 20 МКР/час
  • Питатель: пневматический дисковый затвор
  • Погрешность дозирования: до 2%
  • Количество подвесов для МКР: 4
  • Наибольший предел дозирования: 1500 кг
  • Температура окр. воздуха: от +5 до +40 °C
  • Потребляемая мощность: 0,75 кВт
  • Напряжение сети: 380 / 50 В/ Гц
  • Расход воздуха: не более 60 л/мин
  • Прижим мешка: пневматический
  • Подвес мешка: крюк
  • Габаритные размеры: 1660х1770х2200 мм
  • Масса: не более 600 кг

 

  • Производительность: 40 МКР/час
  • Питатель: дисковый пневмо затвор
  • Погрешность дозирования: до 2%
  • Количество подвесов для МКР: 2 (опция) и 4
  • Наибольший предел дозирования: 1500 кг
  • Температура окр. воздуха: от +5 до +40 °C
  • Потребляемая мощность: 4 кВт
  • Напряжение сети: 380 / 50 В / Гц
  • Расход воздуха: 80 л/мин
  • Прижим мешка: пневматический
  • Подвес мешка: пневматический
  • Габаритные размеры: 6300х3000х3000 мм
  • Масса: 1850 кг

 

  • Производительность: 120 МКР/час
  • Питатель: челюстной затвор с двухходовым пневомцилиндром
  • Погрешность дозирования: до 0,05%
  • Количество подвесов для МКР: -
  • Наибольший предел дозирования: 1500 кг
  • Температура окр. воздуха: от +5 до +40 °C
  • Потребляемая мощность: 5,5 кВт
  • Напряжение сети: 380 / 50 В / Гц
  • Расход воздуха: 60 л/мин
  • Прижим мешка: отсутствует
  • Подвес мешка: отсутствует
  • Габаритные размеры: 8200х3000х9200 мм
  • Масса: 5000 кг

 

Не стоит рассчитывать на быстрое улучшения железнодорожной логистики в ближайшее время.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, одним из решений может стать поиск потенциальных покупателей, находящихся в непосредственной близости от склада или поля производителя. Альтернативный вариант – переход на автоперевозки до ближайшего терминала.

Автор статьи

Артур Хакимов
Коммерческий директор ООО "ПТК "Инжиниринг"