Динамика и перспективы развития экспорта зерна из России в 2023/24 годах
Наша страна сохраняет за собой лидирующую позицию среди стран-экспортеров сельскохозяйственных культур.С 1 июля по 10 ноября этого года Россия вывезла 28,2 млн тонн зерна. 2 млн тонн отправили в Египет. Далее по величине объема закупок идут Турция – 1,85 млн тонн, и Иран – 1,8 млн тонн.
Во многом увеличению вывоза зерна способствует комплекс мер от государства, направленный на поддержку зернового рынка: предоставлению субсидий на железнодорожные перевозки и целевая поддержка производителей.
Аграрии готовы осваивать новый рынок. В октябре этого года в Пекине прошел экономический форум «Один пояс, один путь». На нем Россия и Китай подписали контракт на крупнейшую поставку сельхозпродукции. Страны договорились об экспорте в КНР 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных с Урала, Дальнего Востока и Сибири в течение 12 лет.
Подробнее о перспективах развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов расскажем в этой статье.
Перевозка зерновых из портов России
90% экспорта зерна приходится на морской путь. Общий показатель грузооборота за период с января по октябрь этого года составил 749,3 млн тонн. Это на 7,8% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Крупнейшие российские зерновые терминалы России расположены в следующих регионах:
Азово-черноморский бассейн
Из этого региона в другие страны направляется 80% от общероссийского показателя объема перевозок грузов. Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Тамань – крупнейшие морские порты России, которые специализируются на экспорте зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Черное море сохраняет за собой ключевую роль в поставке зерна в страны Северной Африки и Турции. В последний год активно развивается торговля со странами Ближнего востока.
Волго-Каспийский бассейн
Этим путем российское зерно в основном отправляется в Иран. Самый крупный российский торговый порт в Каспийском регионе — Оля. Он занимает ключевое положение на пересечении перспективного транспортного потока «Север-Юг», который связывает страны Запада и Востока. Дальнейшее развитие этого международного транспортного коридора сократит доставку грузов в 2 раза по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал. Например, транспортировка груза из Санкт-Петербурга в Индию составит от 15 до 24 дней вместо 30-45 дней.
Балтийский бассейн
Порты Балтийского бассейна постепенно восстанавливают контейнеропоток. В этом году терминал «Порт Высоцкий» переоборудовали с перевалки угля на зерновые. Кроме Высоцка в этом регионе зерно переваливают Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Экспорт идет в направлении стран Африки.
Дальневосточный бассейн
Сегодня это наименее популярное направление экспорта зерна. По итогам соглашения между Россией и Китаем здесь планируется развитие портовой инфраструктуры.
Арктический бассейн
В последние годы Северный морской путь развивается. Перевозчики присматриваются к этому направлению не только с целью транспортировки сырьевых грузов, но и зерна.
Перевозка зерна по железной дороге
Морской путь не единственный способ вывоза зерна и других грузов. Альтернативный вариант — железная дорога.
РЖД отметил рост перевозок зерна в экспортном направлении в октябре этого года. По сравнению с прошлым периодом объем экспорта зерна вырос на 29,7% и достиг 3,2 млн тонн зерна.
Железнодорожные перевозки позволяют производителям сельхозпродукции продавать зерновые на удаленных рынках, например, азиатских.
Забайкальский зерновой терминал
Чтобы поддержать экспорт зерна в Китай, Азию и на Ближний Восток, выстраиваются новые железнодорожные логистические маршруты. В Забайкальске построили единственный в мире сухопутный зерновой терминал, мощностью до 8 млн тонн зерна в год. Логистический хаб запустили в эксплуатацию осенью 2022 года. Сегодня это самый выгодный и короткий путь в Китай для аграриев Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В перспективе рассматривается строительство нового терминала между Владивостоком и северо-восточной провинцией КНР Хэйлунцзян. О его строительстве Россия и Китай договорились в рамках Восточного экономического форума в сентябре 2023 года.
Перевозка зерна в биг-бегах
Универсальная упаковка для хранения и транспортировки насыпных грузов, в том числе зерновых культур — биг-беги. Это мягкие, но прочные контейнеры из полипропилена вместительностью до 2 тонн. Основное преимущество такой тары — возможность перевозить большой объем содержимого, при этом минимизировать естественные потери зернового груза при перетарке.
Дополнительные преимущества перевозки зерна в биг-бегах, которые помогут минимизировать затраты при перетарке зерна:
- Низкая стоимость тары и возможность повторного использования;
- Компактность, мягкие мешки не занимают много места. Их можно складывать друг на друга;
- Защита зерна от попадания влаги, грязи и химических отложений, появления грибка и плесени. Возможность хранения зерна даже на открытых площадках;
- Удобная конструкция мешков. Специальные стропы упрощают погрузочно-разгрузочные работы.
Перевозка зерна в биг-бегах позволяет расширить географию экспорта и упрощает транспортировку насыпных грузов через терминалы с ограниченной инфраструктурой.
Линии переупаковки для перетарки сыпучих грузов
В морских портах и железнодорожных терминалах осуществляется перетарка груза. Это перегрузка продукта из одного транспортного средства в другое, например, с морского судна в железнодорожный вагон для сыпучих грузов. Для этого используется перегрузочное оборудование портов и транспортных терминалов.
На этом этапе может потребоваться переупаковка. Процесс требует использования специализированных устройств, которые позволяют фасовать зерновые культуры в больших объемах, контролировать качество их упаковки, обеспечивать удобство при перевозке и использовании.
Наша компания ПТК "Инжиниринг" проектирует и производит комплексы растаривания и вспомогательную технику для автоматизации процесса перетарки различных видов сыпучих грузов в транспортных узлах. Установки применяются:
- для перетарки насыпных и навалочных грузов в мешки или мягкие контейнеры,
- для фасовки в биг-беги,
- для перетарки из биг-бэгов в мешки,
- для перефасовки в открытые и клапанные мешки.
Наш подход к разработке линий переупаковки для перетарки позволяет снизить издержки и повысить эффективность хранения и растарки навалочных и других видов грузов, в том числе чувствительных к погодным условиям и требующих бережного обращения.
Комплекс растаривания мягких контейнеров «Биг-Бэг»
Технические характеристики:
|
Растариватель мешков «Биг-Бэг» с дозатором
Технические характеристики:
|
Линия затаривания «Биг-Бэг»
Технические характеристики:
|
Преимущества линий переупаковки для перетарки зерна и других грузов от ПТК Инжиниринг"
Поставляем оборудование во все города России и стран СНГ. Уникальная разборная конструкция позволяет сэкономить на транспортировке и осуществить монтаж в труднодоступных помещениях; | |
Продуманный и надежный конструктив оборудования позволяет легко обслуживать и заменять расходники без замены целого узла; | |
Оборудование снабжено полным набором технической документации; | |
Помимо серийного оборудования мы предлагаем индивидуальное техническое решение, точно отвечающее непосредственно вашим задачам; | |
Мы придерживаемся открытого стиля в работе: вы можете приехать к нам на завод и увидеть производство. Также мы можем протестировать готовую технику, используя ваш материал. | |
Исходя из прогнозов аналитиков, Россия сохранит за собой лидирующую позицию в вывозе зерна в этом сезоне, который продлится до июня 2024 года. Высокие показатели экспорта стимулируют развитие инфраструктуры зерновой логистики и хранения урожаев. Транспортное оборудование портов и техника для перевалки и хранения зерна на терминале сократит временные и финансовые расходы, существенно снизит риски при транспортировке зерновых и сохранит высокое качество вашего товара.