30 ноября 2023

Динамика и перспективы развития экспорта зерна из России в 2023/24 годах

Наша страна сохраняет за собой лидирующую позицию среди стран-экспортеров сельскохозяйственных культур.С 1 июля по 10 ноября этого года Россия вывезла 28,2 млн тонн зерна. 2 млн тонн отправили в Египет. Далее по величине объема закупок идут Турция – 1,85 млн тонн, и Иран – 1,8 млн тонн.

Во многом увеличению вывоза зерна способствует комплекс мер от государства, направленный на поддержку зернового рынка: предоставлению субсидий на железнодорожные перевозки и целевая поддержка производителей.

Аграрии готовы осваивать новый рынок. В октябре этого года в Пекине прошел экономический форум «Один пояс, один путь». На нем Россия и Китай подписали контракт на крупнейшую поставку сельхозпродукции. Страны договорились об экспорте в КНР 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных с Урала, Дальнего Востока и Сибири в течение 12 лет.

Подробнее о перспективах развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов расскажем в этой статье.

Перевозка зерновых из портов России

90% экспорта зерна приходится на морской путь. Общий показатель грузооборота за период с января по октябрь этого года составил 749,3 млн тонн. Это на 7,8% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Крупнейшие российские зерновые терминалы России расположены в следующих регионах:

Азово-черноморский бассейн
Из этого региона в другие страны направляется 80% от общероссийского показателя объема перевозок грузов. Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Тамань – крупнейшие морские порты России, которые специализируются на экспорте зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Черное море сохраняет за собой ключевую роль в поставке зерна в страны Северной Африки и Турции. В последний год активно развивается торговля со странами Ближнего востока.

Волго-Каспийский бассейн
Этим путем российское зерно в основном отправляется в Иран. Самый крупный российский торговый порт в Каспийском регионе — Оля. Он занимает ключевое положение на пересечении перспективного транспортного потока «Север-Юг», который связывает страны Запада и Востока. Дальнейшее развитие этого международного транспортного коридора сократит доставку грузов в 2 раза по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал. Например, транспортировка груза из Санкт-Петербурга в Индию составит от 15 до 24 дней вместо 30-45 дней.

Балтийский бассейн
Порты Балтийского бассейна постепенно восстанавливают контейнеропоток. В этом году терминал «Порт Высоцкий» переоборудовали с перевалки угля на зерновые. Кроме Высоцка в этом регионе зерно переваливают Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Экспорт идет в направлении стран Африки.

Дальневосточный бассейн
Сегодня это наименее популярное направление экспорта зерна. По итогам соглашения между Россией и Китаем здесь планируется развитие портовой инфраструктуры.

Арктический бассейн
В последние годы Северный морской путь развивается. Перевозчики присматриваются к этому направлению не только с целью транспортировки сырьевых грузов, но и зерна.

Перевозка зерна по железной дороге

Морской путь не единственный способ вывоза зерна и других грузов. Альтернативный вариант — железная дорога.
РЖД отметил рост перевозок зерна в экспортном направлении в октябре этого года. По сравнению с прошлым периодом объем экспорта зерна вырос на 29,7% и достиг 3,2 млн тонн зерна.
Железнодорожные перевозки позволяют производителям сельхозпродукции продавать зерновые на удаленных рынках, например, азиатских.

Забайкальский зерновой терминал

Чтобы поддержать экспорт зерна в Китай, Азию и на Ближний Восток, выстраиваются новые железнодорожные логистические маршруты. В Забайкальске построили единственный в мире сухопутный зерновой терминал, мощностью до 8 млн тонн зерна в год. Логистический хаб запустили в эксплуатацию осенью 2022 года. Сегодня это самый выгодный и короткий путь в Китай для аграриев Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В перспективе рассматривается строительство нового терминала между Владивостоком и северо-восточной провинцией КНР Хэйлунцзян. О его строительстве Россия и Китай договорились в рамках Восточного экономического форума в сентябре 2023 года.

Перевозка зерна в биг-бегах

Универсальная упаковка для хранения и транспортировки насыпных грузов, в том числе зерновых культур — биг-беги. Это мягкие, но прочные контейнеры из полипропилена вместительностью до 2 тонн. Основное преимущество такой тары — возможность перевозить большой объем содержимого, при этом минимизировать естественные потери зернового груза при перетарке.

Дополнительные преимущества перевозки зерна в биг-бегах, которые помогут минимизировать затраты при перетарке зерна:

  • Низкая стоимость тары и возможность повторного использования;
  • Компактность, мягкие мешки не занимают много места. Их можно складывать друг на друга;
  • Защита зерна от попадания влаги, грязи и химических отложений, появления грибка и плесени. Возможность хранения зерна даже на открытых площадках;
  • Удобная конструкция мешков. Специальные стропы упрощают погрузочно-разгрузочные работы.

Перевозка зерна в биг-бегах позволяет расширить географию экспорта и упрощает транспортировку насыпных грузов через терминалы с ограниченной инфраструктурой.

Линии переупаковки для перетарки сыпучих грузов

В морских портах и железнодорожных терминалах осуществляется перетарка груза. Это перегрузка продукта из одного транспортного средства в другое, например, с морского судна в железнодорожный вагон для сыпучих грузов. Для этого используется перегрузочное оборудование портов и транспортных терминалов.

На этом этапе может потребоваться переупаковка. Процесс требует использования специализированных устройств, которые позволяют фасовать зерновые культуры в больших объемах, контролировать качество их упаковки, обеспечивать удобство при перевозке и использовании.

Наша компания ПТК "Инжиниринг" проектирует и производит комплексы растаривания и вспомогательную технику для автоматизации процесса перетарки различных видов сыпучих грузов в транспортных узлах. Установки применяются:

  • для перетарки насыпных и навалочных грузов в мешки или мягкие контейнеры,
  • для фасовки в биг-беги,
  • для перетарки из биг-бэгов в мешки,
  • для перефасовки в открытые и клапанные мешки.

Наш подход к разработке линий переупаковки для перетарки позволяет снизить издержки и повысить эффективность хранения и растарки навалочных и других видов грузов, в том числе чувствительных к погодным условиям и требующих бережного обращения.

Комплекс растаривания мягких контейнеров «Биг-Бэг»

Технические характеристики:

  • Количество независимых постов растаривания: от 2 до 10 шт
  • Максимальная масса мешка: до 2000 кг
  • Объем бункера: 0,5; 1; 1,5 м3
  • Объем растариваемого мешка: 500; 1000; 1500; 2000 л
  • Количество строп: 1, 2, 4
  • Напряжение сети: 380/50 В/Гц
  • Общая потребляемая мощность: по запросу
  • Исполнение электроприемников: общепромышленное
  • Температурный режим работы: от +5 до +40 °С
  • Габаритные размеры: по запросу
  • Диаметр выгрузного патрубка: 219 мм
 

Растариватель мешков «Биг-Бэг» с дозатором

Технические характеристики:

  • Производительность (расчетная): до 20 мешков в час
  • Максимальная масса мешка: до 2000 кг
  • Объем растариваемого мешка: 500/1000/2000 л
  • Количество строп: 1, 2, 4
  • Напряжение сети: 380/50 В/Гц
  • Габаритные размеры (ДхШхВ): не более 1850х1850х6200 мм
  • Масса растаривателя: не более 1000 кг
  • Диаметр трубы шнека: 102; 168; 219; 273
  • Температура транспортируемого материала: не более 60 °С
  • Длина конвейера по осям загрузки/выгрузки: от 0,5 до 12 м
 

Линия затаривания «Биг-Бэг»

Технические характеристики:

  • Производительность: не более,40 МКР/час
  • Температура фасуемого материала: до +80 °С
  • Размер основания мягкого контейнера: до 1100х1100 мм
  • Тип применяемых мягких контейнеров: 1/2/4-стропные
  • Высота мягкого контейнера: 1000-2000 мм
  • Диапазон взвешивания фасуемых материалов в контейнер: 500-1500 кг
  • Диаметр выгрузного патрубка: 325 мм
  • Предел отрицательного отклонения от массы дозирования: 0,5%
  • Электрическое питание: 380/50 В/Гц
  • Потребляемая мощность: не более 15 кВт
  • Габаритные размеры (ДхШхВ): не более 21500х3000х5000 мм
  • Вес: не более 6000 кг


 

Преимущества линий переупаковки для перетарки зерна и других грузов от ПТК Инжиниринг"

Поставляем оборудование во все города России и стран СНГ. Уникальная разборная конструкция позволяет сэкономить на транспортировке и осуществить монтаж в труднодоступных помещениях;
Продуманный и надежный конструктив оборудования позволяет легко обслуживать и заменять расходники без замены целого узла;
Оборудование снабжено полным набором технической документации;
Помимо серийного оборудования мы предлагаем индивидуальное техническое решение, точно отвечающее непосредственно вашим задачам;
Мы придерживаемся открытого стиля в работе: вы можете приехать к нам на завод и увидеть производство. Также мы можем протестировать готовую технику, используя ваш материал.

Исходя из прогнозов аналитиков, Россия сохранит за собой лидирующую позицию в вывозе зерна в этом сезоне, который продлится до июня 2024 года. Высокие показатели экспорта стимулируют развитие инфраструктуры зерновой логистики и хранения урожаев. Транспортное оборудование портов и техника для перевалки и хранения зерна на терминале сократит временные и финансовые расходы, существенно снизит риски при транспортировке зерновых и сохранит высокое качество вашего товара.

Автор статьи

 

Артур Хакимов
Коммерческий директор ООО "ПТК "Инжиниринг"